+7 (4862) 47-12-02
Наш адрес: город Орел, улица Е. Пугачева, 2-А
 
 
 
 
 
 
 
 

Примерная структура тематического учебного занятия

    Примерная структура тематического учебного занятия

    Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

    Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

    I этап — организация;
    II этап — теоретическая часть;
    III этап — практическая часть;
    IV этап — окончание занятия.

    Организация занятия

    Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

    • сбор детей;
    • подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
    • подготовку рабочих мест учащихся.

    Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

    Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

    Теоретическая часть занятия

    Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

    • изложение исторических данных по теме занятия;
    • устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
    • объяснение специальных терминов по теме занятия;
    • описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
    • правила техники безопасности.

    Теоретическая часть занятия не должна превышать 25—30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

    Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

    • использование наглядного и раздаточного материала;
    • использование технических средств обучения;
    • привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
    • использование игровых методов обучения.

    Практическая часть занятия

    Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

    Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

    Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

    При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

    Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

    При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

    • возраст детей;
    • календарный период учебного процесса;
    • тему учебного года;
    • уровень подготовки детей;
    • последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

    Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

    • доведение каждой начатой работы до конца;
    • обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
    • поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

     Окончание занятия (последние 15—20 мин)

    За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

    Завершение занятия включает в себя:

    • подведение итогов практической работы;
    • закрепление учебного материала;
    • объяснение домашнего задания;
    • организацию дежурства (при необходимости).

    Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

    Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

    • необязательность его наличия и выполнения;
    • творческий характер;
    • для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

    Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

    • последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
    • выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
    • выполнение только практической работы (выездные занятия).


    Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса, 2007. - 96 с.   

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Образовательный процесс
           
    Воспитательная деятельность
           
    Методическая деятельность
           
    Страничка психолога