+7 (4862) 47-12-02
Наш адрес: город Орел, улица Е. Пугачева, 2-А
 
 
 
 
 
 
 
 

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

    Нормативно-правовой аспект

    В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

    К дополнительным образовательным программам относят образовательные программы различной направленности, реализуемые:

    В общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

    В общеобразовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п.2).

    Содержание дополнительных образовательных программ

    Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на:

    • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

    Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

    Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

    • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
    • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному, общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
    • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
    • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

    Кроме того, содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

    • создание условий для развития личности ребенка;
    • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
    • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
    • профилактику асоциального поведения;
    • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;
    • укрепление психического и физического здоровья детей;
    • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

    Структура программы дополнительного образования детей

    Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

    • Титульный лист.
    • Пояснительную записку.
    • Учебно-тематический план.
    • Содержание изучаемого курса.
    • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
    • Список литературы.

    Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

    1. На титульном листе рекомендуется указывать:
      • наименование образовательного учреждения;
      • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
      • название дополнительной образовательной программы;
      • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
      • срок реализации дополнительной образовательной программы;
      • ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
      • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
      • год разработки дополнительной образовательной программы.
    2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
      • направленность дополнительной образовательной программы;
      • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
      • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
      • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
      • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
      • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
      • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
      • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
    3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
      • перечень разделов, тем;
      • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
    4. Содержание программы дополнительного образования детей можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
    5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
      • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
      • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
      • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

    Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 //  Образование в документах  – 2007. – № 22. – С. 73-77.

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Образовательный процесс
           
    Воспитательная деятельность
           
    Методическая деятельность
           
    Страничка психолога