+7 (4862) 47-12-02
Наш адрес: город Орел, улица Е. Пугачева, 2-А
 
 
 
 
 
 
 
 

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

    Коваль Ю.А., старший методист

    Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

    Здоровьесбережение – ключевой момент нового мышления, требующий переоценки, пересмотра всех компонентов педагогического процесса, поскольку радикально меняет суть и характер образовательного процесса, ставя во главу угла здоровье ребенка.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

    Здоровьесберегающая технология – это:

    • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
    • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
    • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
    • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов). В эту систему входит:

    1. Использование данных о состоянии здоровья детей и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.

    3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

    4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

    Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий.

    1. Принцип "Не навреди!"

    2. Принцип сознательности и активности.

    3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

    4. Принцип систематичности и последовательности.

    5. Принцип доступности и индивидуальности.

    6. Всестороннего и гармоничного развития личности.

    7. Системного чередования нагрузок и отдыха.

    8. Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий.

    9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего образовательного процесса.

    Средства здоровьесберегающих технологий:

    1. Средства двигательной направленности:

    • элементы движений;
    • физические упражнения;
    • подвижные и другие игры;
    • танец;
    • физкультминутки;
    • динамические паузы;
    • пальчиковая гимнастика.

    2. Оздоровительное воздействие различных видов искусства:

    • музыка,
    • изобразительное искусство,
    • театральное искусство,
    • поэзия.

    3.Гигиенические факторы:

    • Выполнение требований СанПиН;
    • Личная и общественная гигиена;
    • Проветривание и уборка учебных кабинетов;
    • Соблюдение режима дня.

    Двигательная активность ребенка в разных видах продуктивной деятельности.

    1. Физкультминутки.

    2. Динамические паузы.

    3. Игры малой подвижности.

    Физкультминутки, игры малой подвижности, динамические паузы. Использование этих форм работы определяются практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела.

    Минутку отдыха можно сделать и музыкальной: включить магнитофон и пусть дети в зависимости от мелодии выполняют любые танцевальные или физкультурные движения. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

    Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда.

    Вот некоторые приемы зарядки для глаз:

    Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза).

    Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).

    Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза).

    Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).

    Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).

    С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания.

    Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости.

    Мы знаем, что переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки - и как можно быстрее снять их.

    Основные признаки утомления:

    — нарушение недавно сформированных умений

    — нарушение координации мелких движений, их замедленность

    — длительные отвлечения

    — примитивные манипуляции (постукивание, накладывание, бросание)

    — повышенная раздражительность.

    Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

    Создание благоприятного психологического климата на занятии играет особую роль. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятий. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

    Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося.

    Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам.

    Педагогу дополнительного образования при организации и проведении занятия необходимо учитывать:

    1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

    2. Число видов учебной деятельности: (опрос учащихся, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, игры, инсценировки). Однообразность занятия способствует утомлению детей. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

    4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

    5. Позы учащихся во время занятия, чередование поз.

    6. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность.

    7. Наличие у детей мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.

    8. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

    9. Психологический климат на занятии.

    10. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, игровых и

    сюрпризных моментов и т.п.;

    Недопустим быстрый темп, «скомканность», отсутствие времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев подведение итогов занятия. Необходимо спокойное завершение учебного занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать успехи учащихся, попрощаться с ними на положительных эмоциях.

    Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

    Список использованных ресурсов:

    https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-1043511.html

    http://nenuda.ru/2-создание-благоприятного-психологического-климата-на-урок.html

     

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. М.: Издательство «Глобус».2010.

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 лассы. М.: Вако.2004.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

     

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Образовательный процесс
           
    Воспитательная деятельность
           
    Методическая деятельность
           
    Страничка психолога
           
    Галерея достижений